Весь Гадюкинский район читает «Задрищенский вестник»!
Электропочта рекламного отдела gazeta@zadrishchensk.ru

Пришла Коляда!

Святки — один из самых веселых и ярких праздников, в котором, как ни в одном другом, в полной мере проявляется, душа народа. Все святочные обряды и связанные с ними обычаи в основе своей несут «магию первого дня». Иными словами, «как встретишь Новый год, так его и проведешь».

Наш сегодняшний экскурс в историю святочных обрядов расскажет о том, как колядовали наши прабабушки-прадедушки в разных деревнях Гадюкинского района.

Колядки в Гадюкинском районе

Колядовали обычно под Рождество, реже — под Васильев день. Состав — дети, молодежь. А вот в деревне Подподол колядовали исключительно две женщины и один мужчина. Одевались «почуднее» или «в нищих». Дети дополняли костюмы масками.

Обычно в России колядовщики ходили со звездой, но в Гадюкинском районе упоминание о ней имеется только в деревне Кляксы. Заходят ряженные в хату, на палке — звезда, и начинают:

«Здравствуйте, хозяева!
Пришла Коляда, мине дома не нашла,
Блин да лепешку бросай к окошку,
Кто не дасьть пирога, то корову за рога…»

В деревне Красный Блин под Рождество «ходили с гусем». «На палку с клевом (клювом) надявали белое полотно». Ходили по домам и стучали носом гуся о порог.

Колядовщиков ждали в каждом доме, готовили для них угощения — лепешки, калачи, сало да самогон на картошке. Если хозяеваничем не одаривали, колядующие, выкрикивали шуточные угрозы: «Уходим, уходим! Не будет табе ладу, не будет табе кладу!» (деревня Кляксы). А в деревне Красные колобки стелили шубу на крыльце дома и сажали на нее колядовщиков — «чтобы в следующем году овцы были здоровы и давали большой приплод».

В Засапожных голенищах на Святки козу водили: «А козой наряжалися так: мужик был козой. Кто откроет дверь, коза тому попляшет, ее накормят, напоют, и пойдем дальше. Кто не откроет, то палкой огреют. Козу водили аж две недели каждый вечер до Крещения».

Во многих селах и деревнях Гадюкинского района бытовал постоянный набор святочных игр («Ремни», «Соседи», «Колечко», «В саду мята» и т.д.). Вот одна из них — «В пиво» (деревня Кляксы): играющие сидят на лавке по парам, водящий произносит: «Затираю пиво, пьет Ванька. Ванька не пьет, пьет Гришка» и т.д. Каждый из названных должен ответить: «Я». Прозевавший свою очередь остается без пары.

Гадание «Катилась горошина» (деревня Кощеева клешня, записано от Марии Семеновны Гундосовой, 1926 г.р.). Водили мизинцем по воде, на чьей вещи мизинец остановится, для той и сбудется:

«Катилась горошина по полу, подкатилась к вороху (выйдет замуж).
Живет мужик богатый, гребет золото лопатой (выйдет за богатого).
Сидит ворона на колышке, глядит в глухую сторонушку (выйдет замуж на чужую сторону)».

В Кощеевой клешне же девки бегали под окна слушать, кто, о чем говорит. Если в доме говорят: «Давайте ужинать», то в этом доме девушка замуж выйдет (записано от Анны Трофимовны Молодковой, 1919 г.р.)

И с валенком гадали в нашей сторонке: девушки бросали валенок через ворота или крышу дома. В какую сторону он ложится носком, оттуда и жениху быть.

По материалам экспедиций фольклорного отделения Задрищенского КДО.
.

Оставить комментарий